Методическая копилка

 


Дыхательная гимнастика.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи яв-ляется дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.
Физиологическое, или жизненное дыхание происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания. Оно складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Жизненное дыхание призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой, вдох или добор воздуха заметен для окружающих.
Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально- реберное дыхание. Представим, что живот — воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через рот. Правая рука на животе, левая на груди, при вдохе живот надувается, при выдохе - опускается, грудная клетка и плечи не поднимаются.
Это диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом, — самое правильное и самое полезное. Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС. Используя этот тип дыхания, мы, по сути, постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную, иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье, увеличивает внимание, мышление. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.
Попробуйте подышать дома с ребенком лежа — для лучшего расслабления, на живот можно положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Упражняясь 5—10 с перерывами по 1 мин каждый день, вы заметите, что ребенок быстрее засыпает, ста¬новится спокойнее.
Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В детском саду дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи. Особое значение дыхание имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнении, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Вдох и выдох носом.
Вдох носом, выдох ртом.
Вдох ртом, выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко» (часто подышать с высунутым языком) При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.
Упражнение «Бабочка» сдувать бабочку на ниточке с цветка.
Можно подуть на ватку, полоски бумаги.
Упражнение «Лодочки» — дуть на лодочку из пенопласта.
Упражнение « Футбол » — дуть через соломинку на горошину, стараясь
попасть в ворота
Упражнение «Буря в стакане» — пускать через соломинку воздух в стакане воды.
Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.
Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ватку с носа. Упражнение «Забей гол»: плавный выдох, губы трубочкой; плавный выдох, губы в улыбке; плавный выдох, язык лопаткой; язык лопаткой, выдох толчками.
Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики.
—выполнять упражнения каждый день по 3—6 мин, в зависимости от возраста детей; достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
—проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой фор точке;
—заниматься до еды; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приемом пищи должен пройти хотя бы час.
—заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; —дозировать количество и темп проведения упражнений; —вдыхать воздух через нос, выдыхать - через рот; —вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно, плавно и экономно; —в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
— после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2—3 с.

 

Работа с родителями по предупреждению  нарушений письменной речи учащихся, связанных с недостаточным развитием фонематического слуха.

 

Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений письменной речи у детей предполагает взаимодействие с родителями - это один из важных аспектов.

При поступлении в школу будущие первоклассники проходят индивидуальное логопедическое обследование, которое охватывает все стороны речи: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую. Логопед объясняет родителям, что нарушение этих сторон речи находит отражение в письме.

Поэтому очень важно предотвратить появление данных ошибок.

С этой целью автором предлагается ряд заданий, которые родители вместе с детьми могут выполнять в летний период, то есть до поступления в школу, а также во время учебного года.

 

Примерный перечень заданий

1. Отождествление звука с буквой:

- назвать звук и показать соответствующую букву.

 

    2. Развитие  фонематического слуха  и навыков звукового анализа слов.

- Назвать первый, последний звук в слове.

- Назвать все звуки  в слове по порядку (кот, бусы).

- Определить количество гласных звуков в словах.

- Определить количество согласных звуков в словах.

- Определить общий звук в словах: (Зоя, зонт, зубы).

- Назвать слова в которых 4 звука, 5 звуков.

- Определить количество твердых (мягких) согласных звуков в        

    словах.

- Определить количество звонких (глухих) согласных звуков в      

   словах.

- Назвать третий звук в слове (шуба, шапка).

Назвать слова на заданный звук.

Выделить заданный звук на фоне слова (хлопнуть в ладоши).

Назвать слова в которых, заданный звук слышится в начале, середине, конце.

Определить место звука в слове (начало, середина, конец). 

       

Давайте вместе поможем нашим детям!

 

 


Создание сайтов Варнавский Олег © Личный сайт Алексеевой Оксаны Владимировны